укрэлектросервис

(057) 763-16-04 (05)

info@ukrelektroservis.com.ua

Общие сведения об устройстве сухого трансформатора

До сравнительно недавнего времени силовые трансформаторы изготовлялись только масляными. Однако в последние десятилетия появились установки, для которых отсутствие масла является большим преимуществом, а иногда — и решающим условием применения трансформатора. Это внутрицеховые трансформаторные подстанции, подстанции внутри жилых и общественных зданий, в метро, шахтные подстанции и т. д. Для этих установок изготовляют сухие силовые трансформаторы напряжением до 20 кВ и мощностью до нескольких тысяч кВА.

Воздух по сравнению с маслом значительно хуже отводит теплоту от обмоток и магнитной системы и снижает влагостойкость изоляции, поэтому для магнитных систем используют холоднокатаную сталь с меньшими удельными потерями, увеличивают сечение проводов обмоток (примерно в два раза) и ширину вентиляционных каналов в магнитной системе и обмотках. В связи с относительно низкой электрической прочностью воздуха в сухих трансформаторах увеличены изоляционные расстояния между обмотками, отводами и другими токоведущими частями.

Поэтому размеры и массы остовов и обмоток, а следовательно, активных частей сухих трансформаторов по сравнению с масляными той же мощности значительно больше, но не требуются бак, расширитель и другие устройства, как в масляных трансформаторах. Сухие силовые трансформаторы изготовляют мощностью не более нескольких тысяч кВА и напряжением до 15 кВ.

Чаще изготовляют трехфазные трансформаторы мощностью 160—630 кВА с напряжением обмоток ВН 3; 6 и 10 кВ и обмоток НН 230; 400 и 660 В. Сухие трансформаторы, имеющие естественное воздушное или дутьевое охлаждение (обдувка активной части вентилятором), менее огнеопасны, чем масляные, поэтому их устанавливают в закрытых помещениях. Их механической защитой служат кожухи с вентиляционными жалюзи. Трансформаторы до мощности 200—2500 кВА изготовляют обычно с естественным воздушным охлаждением, а большей мощности — с дутьевым.

Устройство остова и обмоток сухого трансформатора аналогично устройству масляного. Отличие состоит в том, что у сухого трансформатора для вывода концов от обмоток НН ярмовые балки смещают относительно плоскости ярма; вместо уравнительной изоляции используют фарфоровые подкладки, что облегчает доступ охлаждающего воздуха к магнитной системе и обмоткам.

Обмотки сухих трансформаторов наматывают из медных проводов. Изоляционные детали выполняют из более нагревостойких материалов: стеклотекстолита, стеклолакоткани, фарфора. Для большей нагревостойкости многослойных цилиндрических обмоток межслоевую изоляцию изготовляют из стеклолакоткани. Для улучшения влагостойкости и механической прочности изоляции обмотки после пропитки глифталевым лаком и запекания дополнительно пропитывают лаком, и запекают при 105°.

Обмотки НН и ВН устанавливают относительно друг друга так, чтобы горизонтальные прокладки обмотки НН не упирались в цилиндр обмотки ВН, т. е. не перекрывали всю ширину воздушного канала и обеспечивали необходимый изоляционный промежуток. С помощью специальных прокладок или выступов опорных колец обмотку НН центрируют с цилиндром обмотки ВН.

Вместо переключателей в сухих трансформаторах применяют гетинаксовую доску, к зажимам которой подключают регулировочные отводы. Соединение медной пластиной соответствующих зажимов ответвлений каждой фазы позволяет менять число включенных витков обмотки ВН.

Крепления отводов деревянными планками у сухих силовых трансформаторов не допускается, с этой целью применяют опорные фарфоровые изоляторы и гетинаксовые планки. Для улучшения изоляционных свойств сухих трансформаторов их бакелитовые и гетинаксовые детали (бумажно-бакелитовые трубки, доску) перед сборкой активной части пропитывают лаком и запекают.

Осевую прессовку обмоток сухих трансформаторов мощностью, более 160 кВА выполняют прессующими кольцами и нажимными винтами. Собранную активную часть трансформаторов напряжением 6—15 кВ красят с помощью пульверизатора лаком и запекают при 105—110°С, при этом доску зажимов, изоляторы и бумажно-бакелитовые детали предохраняют от окраски.